Находящийся в ротовой полости ортодонтический аппарат является сильнейшим фактором стресса, действующим как на местном (в полости рта), так и системном уровне.
Он сказывается на работе других органов и систем человека, в том числе и центральной нервной системы.
Содержание статьи:
Многие специалисты (А. Г. Маклаков, С.В. Штак и др.), исследовавшие адаптационные процессы к ортодонтическим аппаратам, отмечали, что они происходят на 3-х уровнях – биологическом, психологическом и социальном.
Биологическая адаптация предусматривает подстраивание организма под изменения внутриротовой среды, а именно, искажение пищевых рефлексов, повышение или снижение тонуса жевательных мышц, уменьшение эффективности жевания, изменения количества и состава слюны, нарушение дикции.
К психологическим и социальным проблемам адаптации относится ухудшение коммуникации пациента, носящего ортодонтический аппарат, с окружающими (особенно у подростков со сверстниками) индивидуальная психологическая реакция на необходимость ношения аппарата, сложность в отношениях с врачом.
Все эти факторы влияют на мотивации пациента и успешность лечения, и поэтому обязательно должны учитываться и корректироваться ортодонтом.
Все три уровня связаны между собой и взаимно воздействуют друг на друга. И если биологическая адаптация изучена достаточно хорошо, то психологической и социальной уделяется недостаточное внимание.
Одними из первых в России адаптационные процессы при ортодонтическом лечении начали изучать В. Ю. Курляндский (1939 г), И. С. Рубинов (1958 г), Г.Б. Шилова (1971 г). Причем взгляды на природу адаптации Курляндского и Рубинова значительно различаются.
И. С. Рубинов пришел к выводу, что в основе механизма адаптации лежит приобретение и закрепление новых условных рефлексов. При этом старые постепенно угасают.
В. Ю. Курляндский отстаивал мнение, что основным фактором адаптации к ортодонтическим устройствам является корковое торможение, проходящее в 3 фазы – раздражение, частичное торможение, полное торможение. При этом отмечаются следующие особенности фаз:
Взгляды двух ученых в равных степенях можно считать правильными, скорей дополняющими друг друга.
Суть аппаратного лечения прикуса и факторы, влияющие на сроки.
Заходите сюда если интересен принцип перестройки костной ткани при перемещении зубов.
По этому адресу http://orto-info.ru/ortodonticheskoe-lechenie/osnovnoy-period/v-kakom-vozraste.html читайте, с какого возраста можно обращаться к ортодонту.
В. А. Дистель, В. Г. Сунцов, В. Д. Вагнер представили свое видение механизма приспособления организма пациентов к ортодонтическому аппарату. По их мнению, он может происходить в двух формах:
Таким образом, в качестве основных физиологических факторов адаптации выступают изменения количества и состава слюны, пищевых рефлексов, тонуса и работы жевательных мышц, дикции. Характер и выраженность этих процессов протекает во времени и у разных пациентов по-разному, в зависимости от типа их нервной системы.
У людей с уравновешенным типом возбуждения и торможения проблемы адаптации возникают реже и менее выражено, чем у пациентов с неуравновешенным (возбуждение или торможение преобладают друг над другом). Последние привыкают к аппаратам гораздо хуже.
Отмечено, что наличие некоторых приобретенных и врожденных болезней – таких как порок сердца, бронхиальная астма, заболевания органов пищеварения, гломерулонефрит, сахарный диабет – ухудшает адаптацию к ортодонтическим аппаратам. Причина этого понятна.
Защитная система пациента подвергается повышенной нагрузке, вынуждена «обороняться на нескольких фронтах», вследствие чего действует менее эффективно. Особенно это касается детей и подростков.
Установлено, что на адаптационный процесс влияет несколько факторов:
Ортодонтическое лечение требует длительного времени, психологическая и физическая усталость от аппарата со временем увеличиваться. Нередко пациенты прекращают лечение, не завершив его.
Для снижения негативных адаптационных факторов многими специалистами разработаны свои способы, которые рекомендуется выполнять находящимся на ортодонтическом лечении пациентам.
В частности, известным российским стоматологом, профессором Ф. Я. Хорошилкиной были разработаны следующие рекомендации для снижения негативных моментов адаптации:
Строгое выполнение рекомендаций позволит даже в сложных случаях быстрее привыкнуть к конструкции во рту.
В каких случаях назначается дистализация моляров и аппарат, используемый в ортодонтии.
В этой публикации вы найдете объективные отзывы об ортогнатической операции.
Здесь http://orto-info.ru/ortodonticheskoe-lechenie/osnovnoy-period/brekety-i-karies.html мы расскажем, можно ли лечить кариес с брекетами.
Специалисты выделяют несколько основных факторов в действиях пациентов, которые влияют на успешность адаптации к ортодонтическим аппаратам. На основании этих факторов разработаны рекомендации, позволяющие быстрее и легче адаптироваться к аппарату.
В большей степени эти рекомендации относятся к родителям, дети которых проходят лечение съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами. Считается, что при их выполнении привыкание к ротовым устройствам наступает уже к концу первой недели коррекции.
Небольшое нарушение дикции считается нормальным. Обычно она нормализуется через несколько дней после установки аппарата.
Для сокращения срока восстановления дикции рекомендуется больше разговаривать – читать вслух книги и стихи наизусть, петь. Родители должны больше говорить с ребенком, вынуждая его поддерживать разговор.
Если аппарат съемный, во время приема пищи, ухода за ротовой полостью и чистки аппарата, его следует снимать.
Зубы чистятся не меньше 2-х раз в день, обязательно перед сном и утром. Желательно чистить зубы и аппарат после каждого приема пищи. В крайних случаях можно ограничиться ополаскиванием ортодонтического устройства после еды проточной или холодной кипяченой водой и установкой его на место.
Нельзя:
Что касается питания, то необходимо исключить из рациона крупные куски мяса, твердые, жесткие продукты – яблоки, карамель, сухари и пр.
Мотивация к лечению имеют очень высокую значимость для успешной адаптации. Это признается всеми без исключения специалистами.
Если говорить о детях, то к наиболее выраженным мотивационным факторам относятся их взаимоотношения со сверстниками и врачом. У подростков негативное, насмешливое отношение к ортодонтическому аппарату со стороны сверстников нередко является причиной желания преждевременно прекратить лечение.
Помочь в этих случаях может психологическая подготовка к лечению. Это может быть доверительная беседа врача с подростком, ознакомление его с принципом действия и лечебным эффектом ортодонтического аппарата.
Предоставление общей информации – сколько времени будет длиться лечение, чем сопровождаться, обязательное снижение со временем дискомфортных ощущений.
Необходимо, чтобы при беседе присутствовали родители, которые затем в домашних условиях сами будут мотивировать ребенка к прохождению всего курса лечения.
Дискомфорт и боль при ортодонтическом лечении считаются одним из основных факторов, ухудшающих адаптацию и приводящих нередко к прекращению лечения. Причем дискомфорт может выражаться не только в зубных болях, но и в ощущении скованности во рту, натяжения слизистых оболочек, неприятных тактильных ощущений, подвижности зубов, головной боли, нарушения сна.
Во многом эти ощущения и их выраженность являются субъективными, зависящими от психологического типа пациента. Хотя их объективной причиной является, конечно, физиологический стресс от присутствия во рту постороннего предмета.
Болезненные ощущения и дискомфорт обычно наблюдаются 4-5 дней после начала коррекции и 2-3 дней – после каждой активации.
Если боль не проходит или значительно не снижается по окончании этих сроков, нужно посетить врача, надев аппарат за 2 часа до приема.
Но если ребенок настойчиво жалуется на боль, нужно отправиться с ним к врачу немедленно, не дожидаясь никаких сроков.
В видео представлен отзыв пациента об ощущениях после установки ортодонтической пластинки.
Проблемы социальной и психологической адаптации к ортодонтическому лечению если и не вышли сегодня на первое место, то, во всяком случае, стали вровень с проблемами физиологического привыкания.
Врач-ортодонт, особенно детский, должен обладать навыками психотерапевта, уметь повышать мотивацию к лечению его маленьких пациентов.
Если вашему ребенку делалась коррекция прикуса с помощью съемных и несъемных ортодонтических устройств, расскажите, как вам удалось справиться с нежеланием маленького пациента носить во рту устройство, причиняющее серьезный дискомфорт. Или может быть, – не удалось? Комментарий можно оставить внизу этой страницы.
Все права защищены, © 2016 orto-info.ru Sitemap XML
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет
квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!