Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Но не все слышали, что качество речи в свою очередь влияет на формирование зубочелюстного аппарата.
Таким образом, прикус и речь – это тесно связанные между собой функции, взаимно влияющие друг на друга и требующие в некоторых случаях комплексных методов лечения.
Содержание статьи:
В состав речеобразующего аппарата помимо внутренних органов дыхания (легких, бронхов, гортани и трахеи) входят губы, нижняя челюсть, ротовая полость со всем своим содержимом.
Часть этих органов входит в зубочелюстной аппарат человека. Следовательно, нарушение их функциональности обязательно сказывается на фонации (звукообразовании) и речи.
Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, з) звуков (фонем). Чтобы они звучали правильно, нужно, чтобы между верхнечелюстными и нижнечелюстными фронтальными зубами образовывалась щель не больше 1,5-2,0 мм.
Некоторые аномалии препятствуют выполнению этого условия:
Трудно обеспечивается зазор между верхнечелюстными и нижнечелюстными зубами для выхода воздуха. Звуки получаются «зажатыми», неотчетливыми.
К сильному нарушению речи приводит также отсутствие одного или нескольких фронтальных зубов.
Если родители замечают неправильный прикус у ребенка, им нужно без промедления обратиться ортодонту. Легче всего аномалии исправляются при сменном прикусе – с 5-6 до 8-9 лет.
Но это не означает, что они становятся неисправимыми у подростков и взрослых. При правильном лечении коррекция нарушений достигается в любом возрасте.
Назначение скелетной опоры в ортодонтии, что это такое и какие виды бывают.
Заходите сюда, если интересуют характеристики прогенического прикуса.
По этому адресу http://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/okklyuzii/kak-vyirovnyat-v-domashnih-usloviyah.html мы расскажем, как выровнять зубы в домашних условиях подростку.
Ортодонт – это специалист, который диагностирует и лечит зубочелюстные аномалии, то есть «выравнивает» зубы. Асимметрия лица, неправильный прикус, аномальное расположение отдельных единиц, нарушение их формирования и роста, проблемы с дыханием и речью, если они связаны с нарушением зубочелюстного аппарата – все это входит в компетенцию ортодонта.
Логопед занимается профилактикой и исправлением речи. Специалист «по правильности» произношения устанавливает причины и механизм нарушения произношения и устраняет его специальным обучением.
Нарушение речи при отсутствии проблем со слухом и нормальном функционировании речевого аппарата называется дислалией. Патология может быть механической и функциональной. Последняя форма вызывается непониманием или неумением ребенка правильно произносить звуки.
Обычно это происходит, когда при разговоре с малышом взрослые долго подделываются под его речь, «сюсюкают». Механическая дислалия обуславливается нарушениями развития речевого аппарата и челюстей – аномалией прикуса, короткими уздечками, неправильным положением языка, готическим нёбо.
Полностью речь формируется к 6-7 годам. Однако первые признаки ее нарушения проявляются уже в полтора-два года. Логопеду уже в этом возрасте нужно начинать ее коррекцию.
В случае промедления есть опасность усугубления положения. Ранняя речевая коррекция благотворно действует на развитие зубочелюстного аппарата. Это связано с активизацией работы языка, от положения и действий которого зависит развитие верхней и нижней челюсти.
В случаях, когда устранение нарушения речи предусматривает нормализацию прикуса, специалисты по речи и зубам должны объединять свои усилия. Наилучшим временем для коррекции считается сменный прикус – период, который начинается в 5-6 лет. С этого времени логопед и ортодонт должны работать вместе.
Если родители замечают неправильный прикус или постоянно приоткрытый рот у своего ребенка, они должны незамедлительно обратиться к ортодонту. Неправильное произношение шипящих, свистящих и некоторых других фонем (в частности, «р») также указывает на то, что у малыша имеются нарушения произношения, возможно связанные с прикусом.
Зубочелюстные аномалии а, следовательно, и нарушение речи могут развиваться по следующим причинам:
По мнению известного во всем мире ученого и практика, стоматолога гнатолога Рудольфа Славичека, не только прикус влияет на речь, но и произношение влияет на прикус.
«… Развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа», «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов» – это цитаты из его книги «Жевательный орган».
Из этого следует, что неправильная речь также может являться причиной развития зубочелюстной аномалии.
Особенности формирования постоянного прикуса и возможные подводные камни.
В этой публикации поговорим об ортопедическом лечении синдрома Костена.
Здесь http://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/okklyuzii/vliyaet-li-soska-na-prikus.html узнайте, влияет ли пустышка на прикус.
В отличие от детей, зубочелюстной аппарат у взрослых полностью сформирован, и закончил свое развитие. Речевые нарушения вследствие неправильного прикуса или других причин уже срочно закреплены.
Поэтому коррекция произношения проходит значительно труднее, чем у детей. И даже после исправления прикуса речевые нарушения остаются. Для их исправления требуется упорная и длительная работа логопеда.
Коррекция прикуса у взрослых проводится обычно с помощью брекетов. После ее завершения выполняются мероприятия по нормализации работы языка. Лечение идет успешней при одновременном исправлении прикуса и дефекта речи.
Нелечение аномалий и вызванных ими дефектов речи приводит к неблагоприятным последствиям как для жевательной, так и речеобразующей функции.
Длительно сохраняющаяся аномалия может привести к следующим негативным последствиям:
Последствия нелечения алалии не менее существенны. Прежде всего это снижение коммуникабельности из-за сознаваемого дефекта и плохая социальная адаптация. Дети подвергаются насмешкам сверстников, стыдятся своего речевого дефекта и замыкаются в себе.
Крайне негативным моментом является влияние алалии на умственное развитие. Исследование детей с дефектами речи выявили такой факт: в 2-4 года малыши с нарушением речеобразующего аппарата ничем не отличались от своих сверстников в отношении интеллекта. А в 5-6 лет у них уже отмечалась задержка умственного развития.
В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.
Аномалии прикуса могут приводить к неправильному произношению как простых, так и сложных звуков. Основные принципы нормализация речи и прикуса сводится к следующим моментам:
Родители должны внимательно наблюдать за становлением речи их ребенка, при отклонении от нормы необходимо, не мешкая, обращаться к специалистам.
Все права защищены, © 2016 orto-info.ru Sitemap XML
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет
квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!